+7 909 160 03 66

kodokan@ya.ru

  

Альманах 25

Документы

События

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Видео диски

KSR batto-jutsu Ippon-me

Кодокан Син рю на Чистых прудах 2015

Поясная система КСР

Google +

Кодокан Син-Рю

История Школы

 

ИСТОРИЯ КОДОКАН
Матаэмон Исо поступил в Есин-рю пятнадцатилетним подростком. Школу в то время возглавлял сенсэй Орибэ Хитоцуянаги. У него Исо прозанимался семь долгих и трудных лет вплоть до смерти учителя. А затем вновь принялся искать наставника. На этот раз судьба привела его к Иэмону Хомму, руководившему школой Син-но Синдо-рю. Через несколько лет Исо почувствовал, что достаточно силен в боевом искусстве, и, как было принято в те времена, отправился в рыцарское странствие - мусасюгуэ: людей посмотреть и себя показать. Заключалось мусасюгуэ в том, что, переходя от одного постоялого двора к другому, молодые мастера борьбы или фехтования вызывали местных бойцов на поединок. В общем, искали приключений. Но, как это чаще всего случается, приключения сами тебя находят. Так произошло и с Исо. Однажды в селении Кусацу провинции Оми он увидел, как несколько вооруженных разбойников пытаются ограбить сильно выпившего самурая. С помощью своего ученика Нисамуры Исо быстро справился с ними. Но на этом история не закончилась, так как побитые грабители оказались членами мощной группировки, терроризировавшей всю округу. Ни о чем не подозревая, Исо и Нисамура пошли на следующий день после случившегося своей дорогой. Они сделали привал в глубоком овраге и вдруг увидели несколько десятков вооруженных людей. Среди них Исо разглядел и вчерашних грабителей. Дзюдзины быстро сориентировались и заняли выгодную позицию на склоне оврага, так что их невозможно стало обойти с тыла, да и с фронта большой группой атаковать было неудобно. Бандиты приняли этот маневр за отступление и решительно бросились вперед. Первые нападавшие, даже не успев замахнуться, рухнули замертво и покатились вниз. Это несколько охладило пыл остальных, но ненадолго. Один за другим кидались они в атаку, но мечи их рубили пустоту, а сами они падали, корчась от переломов или вовсе бездыханные. Когда число бандитов значительно поубавилось, они остановились в нерешительности, не понимая, почему двое безоружных смельчаков до сих пор живы. Уж не колдовством ли здесь пахнет? Уловив замешательство в рядах противника, дзюдзины с грозным боевым кличем устремились в наступление. Этого оказалось достаточно, чтобы добрая дюжина жестоких, беспощадных убийц дрогнула и стала отступать, а затем обратилась в паническое бегство. С тех пор банда покинула Оми, и мирные жители смогли вздохнуть с облегчением.


Эта история принесла большую славу Исо и его школе, которую он открыл в Эдо (ныне - Токио) и назвал Тэнсин Синъе-рю, что означает "школа Истинного понимания Небесной Воли". Арсенал школы составил 124 приема, а за все время существования ее окончили более 5000 учеников. Основное направление Тэнсин Синъе-рю - болевые и удушающие приемы, а также удары по уязвимым точкам тела (атэми). Основной метод тренировки - свободный поединок (рандори).


Но вернемся на три столетия назад, в 1558 год. Китайский мастер Чэнь Юань-бин обучал приемам цюань-шу (кулачного боя) монахов монастыря Секоку-дзи, а также нескольких мирян (самураев). Его лучший ученик Фукуно Масакацу, синтезировав приемы цюань-шу и дзю-дзюцу, создал школу Синто-рю ва-дзюцу. В свою очередь, ученик Фукуно, Ибараги Матаэмон, основал школу Кито-рю. Основным направлением школы стали броски, а методом тренировки - формальные упражнения (ката), выполняемые как в паре, так и поодиночке. Из известных мастеров Кито-рю можно выделить Цунэтоси Икубо - учителя Кано Дзигоро (основателя Кодокан), и Тадзава
Токусабуро, который тренировал Морихэя Уэсибу ("отца" айкидо). Философия Кито-рю зиждется на двух секретных трактатах дзэнского патриарха Такуана, переданных Фукуно Масакацу.


Итак, теперь мы имеем некоторое представление о тех школах, в которых проходил обучение Кано Дзигоро, прежде чем открыть собственную школу Кодокан. Естественно, что Кодокан объединил лучшие броски и ката Кито-рю с ударами, заломами, удушениями и практикой рандори Тэнсин Синъе-рю. Но Кано как личность творческая, конечно, внес много нового в технику дзю-дзюцу. Хотя главная его заслуга заключалась не в этом: Кано спас не только дзю-дзюцу, но все боевые искусства Японии от вырождения, дал им "второе дыхание", новую жизнь.


Кано Дзигоро родился в 1860 году в приморском городке Микагэ провинции Сэтцу, что недалеко от Ниото. Древняя фамилия Кано принадлежала к самурайскому сословию, хотя отец Дзигоро уже не служил, а занимался торговлей. После революции Мэйдзи в 1871 году семья Кано переехала в Токио. Окончив школу, Дзигоро поступил в токийский императорский университет (бывший лицей Кайсэй) на литературный факультет. В студенческие годы Кано серьезно размышлял над проблемой достижения гармонии тела и духа. В 17 лет он решил заняться искусством единоборства и поступил в школу наставника Ягэ Тайноскэ. Не особенно сильный физически, Кано сумел все же в короткий срок достичь хороших результатов, и был рекомендован в главную школу Тэнсин Синъе-рю, где обучался у известнейшего мастера Факуда Хатиноскэ, ученика Матаэмона Исо. После таинственной смерти Хатиноскэ, в которой подозревали его преемника Исо Масатомо, Кано продолжил обучение под руководством Исо. Но и тот вскоре умер, и Кано перешел в школу совершенно иного направления Кито-рю (школа Подъема и Ниспровержения). Там он занимался у учителя Цунэтоси Икубо. Менее чем через два года Кано стал лучшим учеником и получил диплом мастера.


Окончив университет, Кано поступил в Высшую школу пэров, перед ним открывались блестящие перспективы, доступ к важным государственным постам. Однако любовь к дзю-дзюцу победила, и в 1882 году Кано открыл собственную школу Кодокан, что можно перевести как "клуб постижения Пути". Школа разместилась в буддийском храме Эйседзи в пригороде Токио. Зал был размером 4х5 м и вмещал всего 12 татами (матов из рисовой соломы). В первый год у Кано было всего 9 учеников, он сам финансировал школу. Одним из нововведений о-сэнсэя Кано явилось то, что раздел соревновательной техники (сиай-вадза), разработанный в Тэнсин Синъѐ-рю, он поставил во главу обучения, и с него начинали свой путь студенты Кодокан, в то время как традиционная система предполагала изучение базовой техники и ката (парных формальных упражнений) прежде, чем приступить к сиай-вадза. Свою систему он позже назвал ДЗЮДО, позаимствовав этот термин у школы Дзикисин-рю, действовавшей в эпоху Токугава, а ныне забытой. Этим термином Кано стремился подчеркнуть коренное отличие своей школы. Иероглиф "до" означал, в трактовке Кано, единый Путь самосовершенствования, способный привести к общей гармонии на основе усилий каждого.


Со временем Кодокан становился все более популярным, и вскоре Кано открыл большой зал на 100 татами в районе Койсикава, в стенах института английской литературы и политэкономии (лицей Гакусюин), куда Кано был назначен директором. Финансирование школы осуществлялось уже на средства самих учащихся. Дзюдо быстро набирало популярность, конкурировало с другими школами Дзю-дзюцу.
В течение 5 лет Кано дополнял и уточнял техническую базу Кодокан, много ездил по свету, собирая и обобщая опыт, накопленный разными школами борьбы. Подобно древним мастерам, Кано наполнил свою систему глубокой философией, восходящей к учениям Лао-цзы и Чжуан-цзы. В его понимании искусство борьбы было не самоцелью, а средством воспитания гармонично развитого человека. Все это выгодно отличало творение доктора Кано от пришедших в упадок традиционных школ и вызывало симпатии. Однако с усилением националистических тенденций в Японии старые школы стали рьяно отстаивать свой приоритет.
Наконец, в 1886 году, департамент полиции решил пресечь никому не идущую на пользу конкурентную борьбу и совместно с Министерством образования Японии организовал серию встреч между ведущими школами - турнир Правды. В результате были выявлены сильнейшие - Кодокан и Реи-синто-рю. В решающей схватке каждая школа выставила по 15 участников. Результат оказался более чем убедительным: 13 поединков выиграли дзю-дзины Кодокан, 2 - закончились вничью. Систему Кодокан тут же приняли на вооружение в полиции и армии, а с 1889 года его с некоторыми ограничениями ввели в школьную программу как обязательный (!) предмет.


Все последующие годы Кано Дзигоро активно вел тренерскую и просветительскую работу, в 1889 году посетил Европу. В начале XX в. лучшие его ученики разъехались по всему миру с миссией распространения учения и техники школы Кодокан. В последнем преуспели мастера Каваиси (в Европе), Маэда (в Бразилии), Ощепков (в России). Один из учеников Кано - чудом попавший в Кодокан русский мальчик Василий Ощепков - за 2 года занятий достиг мастерской степени (1 -й дан) и стал первым не-японцем, получившим черный пояс. В 1913 году он открыл секцию во Владивостоке, положившую начало развитию боевых искусств в России. Вскоре Ощепков сдал экзамен и на 2-й дан.Советская школа борьбы и самозащиты, получившая позднее имя самбо, была создана им на основе Кодокан дзю дзюцу.Тем временем Кано открыл Культурное общество Кодокан-бункакѐ-кай (1922 г,), девизами которого стали - оптимальное приложение сил (сэй-реку дзэнъѐ) и взаимное благоденствие (дзита кѐэй). Кано уже придает глобальное значение понятию ДЗЮДО:
"Дзюдо означает Путь мягкости, в то время как дзю-дзюцу - техническое мастерство и практику дзюдо". То есть дзюдо он понимает как всеобщий философский и жизненный принцип, а дзю-дзюцу - как искусство применять его в поединке. Свои философские трактаты Кано публикует под псевдонимом Киити Сай, что означает Вместилище Единства.


В 1909 году, разделяя тогда еще не извращенные идеи олимпийского движения, Кано стал членом Олимпийского комитета. Проблема включения дзюдо в программу Игр поставила Кано перед выбором: спорт или искусство? Профессор так и не смог ответить на этот вопрос: на заседании МОК в Каире в 1938 году он промолчал, а возвращаясь, умер на корабле, плывущем в Японию (вот сюжет для беллетристов!). Что ж, за него решили его преемники. Правда, Дзиро Нанго, руководивший школой после смерти учителя вплоть до второй мировой войны, еще следовал его заветам. А в войну дзюдо пришло в упадок: залы были разрушены. Кроме того, в 1945 году штаб американских оккупационных войск вообще запретил занятия дзюдо (что, кстати, дало мощный импульс школам каратэ, которые и не думали запрещать, т.к. отсутствие прикладной ценности в их технике ни у кого не вызывала сомнений).


В 1946 году управление Кодокан унаследовал сын Кано - Рисэй. А через год на американских военных базах разрешили обучать дзюдо военнослужащих. Кодокан начал возрождаться. Но это был уже другой Кодокан. Во всех районах Японии стали проводиться соревнования, в 1948 году прошло первенство страны. Вскоре была создана Всеяпонская федерация дзюдо. В Лондоне - Европейская федерация. А в 1956 году в Японии был проведен 1 -й чемпионат мира. Внешне все выглядело благополучно: в марте 1958 года в районе Токио Бунъѐ на улице Касуга было возведено семиэтажное здание "нового" Кодокан. Там было все: самый большой в мире борцовский зал на 1100 кв. м, пять малых и средних борцовских залов, собственный научно-исследовательский институт, свои средняя школа и ВУЗ, а также множество вспомогательных учреждений. Там не было лишь духа дзюдо. Зато в 1959 году странная борьба, унаследовавшая название дзюдо, была утверждена как олимпийский вид и включена в программу "XVII Игр в Токио. Это была вершина взлѐта Кодокан, ставшая одновременно символом его падения. Советское самбо пережило подобный кризис: "боевые" приемы, исключенные из раздела спортивной борьбы, были спрятаны под грифом "Секретно" в тайниках КГБ. Все остальное превратилось в синтез вольной борьбы и модерн-дзюдо. Именно это и послужило одной из причин создания Кодокан Син-рю как попытки сохранить традицию школы Кодокан и переосмыслить ее с позиций современности.


Школа Кодокан Син-рю (КСР) была открыта Таиром Наримановым в городе Пущино Московской области в сентябре 1989 г. Тогда это была школа кэмпо. После аттестации Т. Нариманова на 2 дан дзю-дзюцу школа стала специализироваться на этом виде БИ.
 

В 1992 году Хонбу додзѐ переместился в Москву. В 1996-98 г.г. школа признана Международными организациями боевых искусств IUMA, IMAF, WKF. В 1997 г. открыт первый зарубежный филиал (Польша). Название Кодокан Син-Рю отражает следование заветам Кано Дзигоро, основателя университета Кодокан, однако указывает на обособленность и новый путь - Син. Программа школы также кардинально изменилась за прошедшие годы. В настоящее время это стройная универсальная система, включающая все необходимое для обучения мастерству побеждать в любой жизненной ситуации. Школа воспитала десятки мастеров и чемпионов различного уровня.
 

СМИ о нас

Важные события!

Наши друзья


Мастера Школы