+7 909 160 03 66

kodokan@ya.ru

  

Альманах 25

Документы

События

Декабрь 2017
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Видео диски

KSR batto-jutsu Ippon-me

Кодокан Син рю на Чистых прудах 2015

Поясная система КСР

Google +

Статьи

Преимущества правил д з ю х о перед другими правилами борьбы

Автор - Таир Нариманов

Преимущества правил д з ю х о
перед другими правилами борьбы

Необходимо сразу оговориться, что ниже описанные отличия в правилах по моему мнению являются преимуществами. В противном случае, т.е. если бы я так не считал, правила д з ю х о были бы другими на сегодняшний день.

Для тех, кто еще не знает, что такое д з ю х о, поясню: правила соревнований в дзю-дзюцу, которые запрещают нанесение любых ударов. В буквальном переводе с японского д з ю х о означает метод мягкости, а по смыслу - технику борьбы в захвате. Эквивалент этому названию на английском языке – грэплинг (grappling), на русском – борьба.

Мы рассмотрим отличия правил д з ю х о от самбо, дзюдо, бразильского дзю-дзюцу. Именно в этих распространенных видах борьбы есть приемы, заставляющие сдаться (submission
), чем они, перечисленные виды, роднятся с д з ю х о.

1. Наличие болевых приемов на все суставы и удушающих любым способом.

1. Тут мы видим коренное отличие от самбо и дзюдо. Если в первом запрещены любые удушения, то во втором – болевые воздействия на любые суставы, кроме локтевого. Помимо всего прочего, в дзюдо сильно ограничены удушающие воздействия. В д з ю х о же нет никаких ограничений в этом плане, за исключением разве что зажатия носа и рта пальцами, да и то из эстетических соображений, т.к. реальной боевой ценности такое действие не имеет. В д з ю х о разрешено душить любой частью тела и любой частью одежды! Мало того, в д з ю х о разрешены все эти действия в стойке, что совершенно исключено в самбо или дзюдо.

Если говорить о правилах бразильского дзю-дзюцу или грэплинга, то и там мы видим множество ограничений в разных версиях правил: где-то запрещены воздействия на ноги вообще, где-то скрутки стопы (ashi-hineri), везде - удушения пальцами, поясом и т.п. Но всё же необходимо признать, что правила грэплинга наиболее соответствуют д з ю х о в отношении болевых и удушающих приемов.



2. Оценки.

Это наиболее сложный пункт нашего исследования. Постараемся разбить его на подпункты.

2.1. Оценка качества
.

В правилах самбо и грэплинга приняты баллы. Т.е. количественная оценка бросков и других технических действий. В дзюдо, как и в д з ю х окачественная оценка. Т.е. более качественно выполненный бросок в д з ю х о сильнее, ценнее, чем любое количество менее качественных. Исключение составляют оценки вадза-ари (буквально: «техника засчитана», яп.), которые складываются: два вадза-ари приводят к чистой досрочной победе. Таким образом, в д з ю х о поощряется более качественная техника, в самбо же и в грэплинге можно выиграть, проведя несколько менее качественных приемов, чем противник.


2.2. Победа броском
.

В д з ю х о оценка броска не может привести к досрочной победе. В самбо и дзюдо – может. Если в самбо бросающему для этого необходимо остаться на ногах, то в дзюдо он может просто упасть, мало того, порой даже не сверху бросаемого (но об этом мы поговорим отдельно). Возникает ситуация, когда спортсмены нацелены не на достижение преимущества над соперником, а на проведение броска ради оценки.


2.3. Оценка бросков
.

В д з ю х о, как мы уже говорили, принята качественная оценка технических действий. Поэтому бросок, хотя и не может привести к досрочной победе, все же может принести преимущество при правильном выполнении, и, как результат, победу по окончании схватки. Мы можем сравнить оценки бросков в д з ю х о и дзюдо, т.к. в обеих системах приняты качественные оценки одного типа. Например, (мы говорим о новых правилах дзюдо) в дзюдо низшая оценка юко дается за бросок, если бросаемый падает на бок, ягодицы или бедро. В д з ю х о низшая оценка – кока дается за бросок из стойки на ягодицы, живот (грудь), если бросок был выполнен с амплитудой (выше пояса) или бросок на спину или бок с падением атакующего, если амплитуда была достаточной. Мы видим, что качество броска (т.е. его амплитуда, а значит, почти всегда – сила), а также преимущественное положение бросающего в правилах д з ю х о важнее, чем в дзюдо. Ниже мы приведем сводную таблицу соответствий оценок бросков в д з ю х о дзюдо, самбо и грэплинге, где все будет очевидно.


 

 

оценка д з ю х о дзюдо самбо
Кока

1 балл (самбо)
1. Амплитудный бросок на ягодицы, грудь, четвереньки без падения атакующего;2. Неамплитудный бросок на спину, на бок с падением атакующего сверху   Бросок соперника на грудь, плечо, живот, таз с падением атакующего
Юко

2 балла (самбо)
1. Амплитудный бросок на спину, на бок с падением атакующего;2. Неамплитудный бросок на спину, на бок без падения атакующего Бросок на бок, ягодицы, бедро 1. Бросок соперника на бок с падением атакующего;
2. Бросок на грудь, плечо, живот, таз без падения атакующего
Вадза-ари

4 балла(самбо)
1. Амплитудный бросок на спину, на бок без падения атакующего Бросок на большую часть спины 1. Бросок соперника на спину с падением атакующего;
2. Бросок соперника на бок без падения атакующего;
Иппон


Чистая победа
  Бросок на большую часть спины со значительной силой и скоростью  


Очевидно, что система оценок в д з ю х о тщательнее разработана и позволяет дифференцированнее и объективнее оценивать действия борцов. Например, пассаж из правил дзюдо «со значительной силой и скоростью» дает возможность настолько вольной трактовки, что зачастую иппон, а значит и досрочную победу, отдают борцам, просто удачно кувыркнувшимся вместе с противником.

 

Не могу считать правильным и подход грэплинга, где за любой бросок дается бал, независимо от его амплитуды. В результате корявый завал и молниеносный бросок, когда ноги соперника взлетают «в небо» оценивается одинаково… То же самое можно отнести и к правилам самбо, где амплитуда, сила броска не принимается во внимание… Однако, как не парадоксально, все же наиболее близкими к оценкам бросков в д з ю х о следует признать оценки самбо, где дифференцируются броски с падением или без него. Пункт правил д з ю х о, гласящий, что бросок не оценивается, если нет преимущественной позиции (т.е. стойка или положение сверху у атакующего), частично соответствует принятому в грэплинге, где нет оценки за бросок в падении, после которого бросающий оказался снизу. Недостаток правил грэплинга в этом смысле, по моему мнению, в том, что там нет оценки за бросок из стойки, атакующий должен обязательно выйти на контроль. В реальной ситуации бросить соперника и остаться на ногах зачастую дает сильное преимущество.

Ну и очевиден недостаток систем оценок самбо и дзюдо, где бросающий, даже оказавшись в результате снизу, может получить оценку за бросок!



2.4. Оценка удержаний.

Здесь мы не будем приводить сводную таблицу. Достаточно сказать, что в д з ю х о оцениваемое удержание длится 3 сек (как в грэплинге), а в самбо и дзюдо – 10-25. Кроме того, удержание в д з ю х о можно проводить не только на спине, но и на боку и на животе (груди), главное, чтобы противник был прижат большей частью корпуса к ковру (татами). Немаловажно, что удерживающий спортсмен не обязан прижиматься к противнику всем телом. Достаточно просто придавливать его, например, ногами или даже коленом из стойки. Такое положение дает не только преимущество в реальной ситуации или полноконтактной версии ( иригуми-го), т.к. наносить удары гораздо удобнее, но и дает возможности переходить на атаку удушением или болевым приемом более динамично. Следует также сказать, что оценка удержаний в д з ю х о дифференцируется по позиции атакующего, а не удерживаемого: есть так называемые опасные позиции, за которые дается оценка юко, и обычные удержания, за которые атакующий получает кока. Опасными считаются позиции верхом (татэ-осаэ, ура-осаэ), если хотя бы одна рука атакующего свободна для нанесения ударов, и со стороны спины (ура-осаэ), когда проводящий удержание сидит на спине соперника или лежит, контролируя своими ногами его бёдра. Такой дифференциации нет ни в самбо, ни в дзюдо. В грэплинге выделены несколько опасных позиций: верхом (mount), сзади (back-mount) и (в некоторых версиях) “колено на животе” (knee-on-stomach), за фиксацию которых начисляются больше баллов, чем за удержание сбоку.

 

В самбо и дзюдо полное удержание можно проводить лишь единожды за схватку. В грэплинге - сколь угодно раз в ситуации борьбы лежа, если позиции борцов меняются. В д з ю х о же – один раз в ситуации борьбы лежа, но в следующей ситуации лежа (если борьба была остановлена или переведена в стойку) можно проводить удержание снова. Причем, таких ситуаций может быть сколь угодно много за схватку. Кроме того, начатое, но не завершенное удержание лишает борца возможности начать его заново в данной ситуации лежа. (Примечание: ситуация лежа: действия борцов в положении лежа в промежутке между борьбой стоя). Очень важно и то, что после обычного удержания можно перейти в опасную позицию и получить новую оценку, а наоборот – нельзя. Это стимулирует борцов к занятию более выгодного с точки зрения реального боя положения относительно соперника.
Следует также упомянуть о запрете в дзюдо и самбо одновременно проводить удержание и болевой (и удушающий в дзюдо) прием: в этом случае удержание не оценивается. В д з ю х о можно начинать атаку приёмом «подчинения» и потом выходить на удержание, которое будет засчитано, либо наоборот: начать удержание и сразу затем болевой или удушение – в этом случае удержание также будет засчитано.



2.5. Даки-агэ.

Прием, известный, но запрещенный в дзюдо. Во многих версиях грэплинга он также запрещен. В дзюдо и в самбо при поднимании соперника из положения лежа борьба тут же останавливается. В дзю-дзюцу (д з ю х о) это действие не только успешно применяется, но и оценивается, как очень эффективное. Так, если боец поднимает противника, обхватившего ногами его корпус выше пояса и бросает на ковер, то он получает оценку кока. Если же он поднимает соперника, обхватившего его ногами за шею (руку и шею) на уровень плеч, то за такое действие (даже без броска) ему присуждается вадза-ари.

2.6. Оценки действий в положении лежа.


Броски, перевороты в положении лежа оцениваются кока или юко, в зависимости от амплитуды падения соперника, но только в случае, если данное техническое действие приводит к занятию преимущественного положения. Между тем как в самбо и дзюдо они ни при каких условиях не оцениваются. В грэплинге же такие перевороты оцениваются, даже если они не приводят к преимуществу в положении.

3.
Борьба на границе площадки

3.1. Дзёгай – выходы за площадку.


1. В самбо и дзюдо выход за площадку означает остановку схватки в положении лежа и стоя. Схватка возобновляется из позиции стоя на середине площадки. В д з ю х о выход одного из борцов за пределы рабочей зоны, независимо от того, в какой ситуации это произошло, влечет за собой замечание. Таких замечаний может быть максимум 3, следующее означает дисквалификацию. Это поощряет борцов работать в площадке и одновременно стараться вытеснить соперника. Аналогом может служить сумо, откуда такая идея (работы в площадке) совсем недавно пришла в вольную и греко-римскую борьбу. Это правило делает борьбу более напряженной, а значит зрелищной. Ведь в ситуации, когда борец не хочет выйти за пределы площадки, сопротивляется выталкиванию, например, броски, применяемые обоими соперниками становятся непредсказуемыми, быстрыми, очень амплитудными. Кроме того, самое главное, на мой взгляд, что это правило приучает борцов контролировать окружающее пространство. Интересно, что такое же правило (не более 4 выходов) существует и в спортивном рукопашном бое.



3.2. Остановка и продолжение борьбы.

Если оба борца выходят в стойке за пределы рабочей зоны, или один из них вышел за ее пределы при отсутствии захвата, тогда рефери останавливает поединок и возвращает борцов на середину. В положении же лёжа рефери останавливает поединок, когда ни один из борцов ничем не касается рабочей зоны. В этой части правила оно соответствует подобным в других видах борьбы. Но в самбо и дзюдо после остановки лёжа борцы возвращаются в стойку. В дзюхо же, как и в грэплинге версии FILA, они возвращаются в стандартное положение рестарта (возобновления схватки), в зависимости от того, в какой позиции их «застигла» команда маттэ! (стоп), если это положение можно определить. Существует 4 позиции рестарта в партере: спереди, сбоку, сверху и сзади. Все они абсолютно стандартизированы, и нет нужды пытаться восстановить позицию, в которой борцы оказались за ковром, т.к. в большинстве случаев это просто невозможно.

Это очень существенная часть правил, т.к. порой позиция одного из борцов настолько выгодна, что он очень близок к победе. Например, выход за спину.

Зачастую спортсмены пытаются избежать опасной позиции или даже сдачи, выползая, выкатываясь за ковер или вытаскивая туда соперника. В правилах дзюхо (как и в грэплинге FILA) такие действия сразу наказываются дисквалификацией виновного. Поэтому отсутствует всякая мотивация выполнять их.



4. Минимум запрещенных действий.

Кроме болевых и удушающих приемов, о которых мы упомянули в п.1, в д з ю х о разрешены почти любые действия, не связанные напрямую с угрозой жизни и здоровью соперника. Запрещены захваты отдельных пальцев, надавливание на лицо (нос, глаза, рот) определенными частями тела, воздействия на позвоночник в сторону прогиба и скручивание его с фиксацией соперника, намеренные броски на шею или голову. Конечно, запрещается (тоже скорее из эстетических соображений) кусать и царапать противника, плеваться, ругаться. Эти действия не несут серьезного урона сопернику, поэтому боевой ценностью их мы можем пренебречь. Зато другие приемы, как, скажем, броски с помощью болевых или удушающих воздействий, скручивания шеи широко применяются. В д з ю х о разрешены любые варианты «ножниц» (кани-басами), «обвивов» (кавадзу-гакэ), любые захваты за ноги или штанины, запрещенные в дзюдо. Естественно, можно, как и в самбо и грэплинге, держать сколь угодно долго односторонние захваты куртки, пояса, глубокие захваты на спине, что также сейчас категорически запрещено в дзюдо. Мы вынуждены констатировать, что в этом смысле д з ю х о наименее близко к дзюдо и наиболее близко к реальной схватке, если не считать запрещения ударов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение хочу сказать, что правила дзю-дзюцу очень разнообразны: есть и бои с минимальными ограничениями (в полный контакт), как парные ( иригуми-го), так и групповые (хэнтай кумитэ); есть борьба только в стойке (тати-вадза), в стойке за площадку (т.н. «малое сумо» – kozumo); есть бои только с помощью ударов (атэми-вадза); есть бои с оружием (на ножах – танто-дзюцу, на мечах – фукуро синай).

 

Но выделить я хотел бы всё же иригуми-дзю. По-моему, это то, что наиболее соответствует духу и сути дзю-дзюцу. Там есть и удары, хотя наносятся они только в захвате, что характеризует именно дзю-дзюцу, там есть и д з ю х о в полной мере, как борьба до сдачи. Но это и не бои почти без правил, как иригуми-го.

К сожалению, в современном мире грэплинг (разные его версии) без ударов распространен значительно больше и шире, поэтому мало кто интересуется дзю-дзюцу в его истинном виде…

 

СМИ о нас

Важные события!

Наши друзья


Мастера Школы